Образовательная программа среднего общего образования
Описание образовательной программы
I.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа среднего общего образования (ФГОС ) (далее - ООП СОО ) разработана Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Шушинская СОШ», муниципального района «Новолакский район» (далее - МКОУ «Шушинская СОШ» в соответствии с пунктом 9 статьи 2, статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
ООП СОО по ФГОС направлена на обеспечение исполнения государственной политики в области образования и составлена в соответствии с требованиями к соблюдению прав участников образовательного процесса.
Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ
«Шушинская СОШ» строится в соответствии с основными направлениями совершенствования системы образования и ориентирована на реализацию социальных требований к системе российского образования, выдвигаемых концепцией модернизации образования в соответствии с ФГОС.
Целевой раздел настоящей Программы определяет и конкретизирует назначение, цели, задачи, планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО по ФГОС, способы определения достижения этих целей и результатов, систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО по ФГОС.
В Содержательном разделе Программы определено содержание среднего общего образования, включены рабочие программы по учебным предметам и курсам, используемых в образовательном процессе на уровне среднего общего образования.
Организационный раздел Программы включает Учебный план на два года обучения (10-11 классы), систему условий реализации ООП СОО по ФГОС.
Процедура выбора образовательной Программы:
-
сбор информации об удовлетворенности родителей и учащихся школы
реализуемой образовательной программой с целью изучения запросов семьи;
- сбор информации и на ее
основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации учения (в
течение учебного года, успеваемость по итогам учебного года, государственная
итоговая аттестация, результаты ГИА по математике, русскому языку и по
предметам по выбору);
- педагогическая диагностика и
на ее основе анализ успешности учебной деятельности (диагностическое
отслеживание, результаты промежуточной и итоговой аттестации);
-
мониторинг учебных и творческих достижений обучающихся, подтвержденных результатами олимпиад,
конкурсов, соревнований разного уровня.
Обучающиеся и их родители (законные представители), как участники образовательного процесса, ознакомлены с Уставом и другими нормативно-правовыми документами школы, регламентирующими осуществление образовательного процесса в образовательном учреждении.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП СОО, а также способы достижения этих целей и результатов.
Основная образовательная программа среднего общего образования (далее ООП СОО) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шушинская СОШ» имени определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования. ООП СОО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование учащихся. ООП СОО обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Нормативно-правовой базой ООП СОО являются:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 30.08. 2013
№1015;
3.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10,
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993);
4.
Конвенция ООН о правах
ребенка, принятая 20 ноября
1989 г. (Сборник
международных договоров СССР,
1993, выпуск XLVI).;
5.
Устав МКОУ «Шушинская СОШ» .
6.
Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421; 2003, № 30,
ст. 3051; 2004,
№ 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29, ст. 3119; 2007, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3745;
2009, № 1, ст. 1, ст. 2; № 4, ст. 445).
7.
Нормативный срок освоения Программы - 2 года.
ООП СОО ФГОС констатирует содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования и определяет:
-
непрерывность образования между уровнями общего образования и обеспечение высокого уровня
фундаментальной и профильной подготовки выпускников;
-
уровень подготовки по определенным областям знаний в рамках профильного
обучения по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей);
-обеспечение максимально благоприятных условий для развития личности с разносторонним интеллектом, навыками проектно-исследовательской деятельности, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей и сложившихся интересов.
ООП СОО ФГОС регламентирует:
-
условия освоения образовательной программы среднего общего образования;
-
организационно-педагогические условия реализации программ среднего
общего и дополнительного образования.
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности на уровне среднего общего образования является:
-
создание необходимых условий для построения индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников;
-
использование современных образовательных технологий;
-
использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения, как потребностей обучения, так и личных
информационных потребностей обучающихся.
Цели и задачи реализации основной образовательной программы среднего общего образования
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:
–
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных
планов, готовность к самоопределению;
– достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста,
индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной
организацией основной образовательной программы среднего общего образования
предусматривает решение
следующих основных задач:
– формирование российской
гражданской идентичности обучающихся;
–
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение
родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального
народа России;
–
обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего
образования;
–
обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в
соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);
–
обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной
образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных
предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных
предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих
для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
–
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их
самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности,
социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание
значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе
через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
–
обеспечение преемственности основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
– развитие
государственно-общественного управления в образовании;
–
формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций,
осуществляющих образовательную деятельность;
–
создание условий для развития и самореализации обучающихся, для
формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы среднего общего образования
Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который предполагает:
– формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
– проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
– активную
учебно-познавательную деятельность обучающихся;
– построение образовательной
деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических,
физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа формируется на основе системно- деятельностного подхода. В связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, а процесс функционирования образовательной организации, отраженный в основной образовательной программе (ООП), рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания образования на уровне среднего общего образования; форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей)); материальной базы как средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы работы.
Основная образовательная программа при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.
Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого- педагогических особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:
–
с формированием у обучающихся системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как
системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей
действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
–
с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и
связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового
и операционно- технического компонентов, к учебно-профессиональной
деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления
обучающихся. Ведущее место у обучающихся
на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;
–
с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных
и социально- проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим
проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску
учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной
образовательной траектории;
–
с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
–
с самостоятельным приобретением идентичности; повышением
требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим реализмом в
формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям;
усилением потребности влиять на других людей.
Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Основная образовательная программа формируется с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе через развитие органов государственно- общественного управления образовательной организацией.
Основная образовательная программа формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
Общая характеристика основной образовательной программы
Основная образовательная программа среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО, Конституции Российской Федерации1, Конвенции ООН о правах
ребенка, учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной программы среднего общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.
Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение) основной образовательной программы среднего общего образования
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
Система внеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических сообществ (в то числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.
Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный). Вариативность в распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности определяется с учетом особенностей образовательных организаций.